Кубачи
Выяснить точные источники происхождения и формирования необычного стиля исполнения, который свойственен ювелирным изделиям кубачинских мастеров, сегодня уже сложно. По некоторым данным этот стиль уходит корнями в начало 1 тыс.н.э. Именно тогда на крупной территории Евразии, Ближнего Востока и Закавказья получили широкое распространение ювелирные изделия с качественной обработкой металла и отделкой самоцветами, сканью и зернью. В середине 1 тыс.н.э. данный полихромный стиль инкрустации стал развиваться еще интенсивнее. На территории Дагестана он ярче всего проявился в ювелирной продукции Предгорного и Северо-Восточного Дагестана. Именно здесь мастера занимались отделкой драгоценными и полудрагоценными камнями, чернью, цветными стеклами, формируя из них треугольные и многоугольные фигуры. В результате долгого развития и совершенствования данный полихромный стиль, свойственный кубачинским ювелирным изделиям, получил своеобразные черты, присущие только изделиям мастеров из поселения Кубачи. Со временем появилась местная, канонизированная форма украшений и совершенствовалась техника ювелирного мастерства.
Кубачинская техника обработки выделяется определенным способом создания орнамента, состоящего из гравировки с покрытием чернью, после чего свободный фон заполняется новым рисунком, а после дополнительной чеканки и позолоты мастера создают третий уровень мельчайшей гравировки. В результате поверхность изделия имеет необычную многослойность.
Основной стиль и принципиальные моменты технологии кубачинских узоров сформировались между 17 и 18 столетиями. В итоге орнаментальная культура кубачинских изделий отражает опыт многих поколений мастеров и различные этапы формирования материальной и духовной культуры Дагестана. Богатый и разнообразный кубачинский орнамент позволяет мастерам, сохраняя свою творческую индивидуальность и каждый раз создавать неповторимое художественное решение. Традиционный набор изображений для этого региона Дагестана, в виде своеобразных побегов, бутонов, листьев, гибких ветвей переплетаются и формируют удивительные ритмические соединения, которые сливаются в единую композицию. Так рождается неповторимая музыка кубачинского узора. Каждое изделие воплощает в серебре мечты о красоте мироздания, запечатлевая их в удивительной вязи орнаментов. Ансамбль из солнечного золота, горного серебра и небесной лазури как бы застывают на каждом произведении искусства. Кубачинские кинжалы и сабли, инкрустированные серебром и золотом, покрытые эмалью, филигранью и чернью демонстрируют высокий уровень мастерства местных ювелиров.
Неповторимый кубачинский стиль отличается сочетанием разных технологий обработки и инкрустации. Очень популярны изготавливаемые здесь женские ювелирные украшения, а это серебряные кольца, браслеты, серьги, цепочки. Настоящим произведением искусства являются чайные и кофейные сервизы, бокалы, рюмки, коньячные наборы, подстаканники, кофейные и чайные пары. Все изделия имеют неповторимый кубачинский стиль, в основе которого реальные мотивы. Это неудивительно, так как вдохновение для творчества местные мастера черпают из окружающей природы. Каждое изделие кубачинских ювелиров хранит в себе индивидуальность и талант автора. С годами такие произведения становятся только дороже.
Как утверждает легенда, кубачинцы исповедовали христианскую религию вплоть до 13го столетия. Впрочем, у этой теории нет документальных подтверждений, но если принять ее за достоверный факт, то языческие корни все равно не могли позволить проникнуть христианской вере достаточно глубоко. Согласно мусульманской религии, которую позднее приняли кубачинцы, в изобразительном искусстве существовали некоторые ограничения. Так в частности нельзя было рисовать живых существ. Именно поэтому кубачинцы, чтя законы ислама, стали совершенствоваться в изображении растительного орнамента. И довольно неплохо преуспели в этом, выработав особенный, никем более не воспроизводимый стиль.
Что касается изображения орнаментов, их сочетаний и применения материалов – здесь кубачинским мастерам нет равных. Одной их техник, которые они использовали являлась кубачинская чеканка. С помощью нее наносилась гравировка на холодное оружие. В этой технике делался упор на ветвистый орнамент, им украшали наиболее дорогие кинжалы и сабли. Оружие ценилось тем дороже, чем сложнее было выгравировать на нем симметричный ветвистый орнамент - тутта накъишь. Еще один вид орнамента имел название мархарай накъишь – он был свободно вьющимся. Для его нанесения особых усилий не требовалось. По этой причине оружие, на которое он наносился, ценилось дешевле. Украшали кубачинцы оружие и золотыми насечками, такая техника называлась бишибзиб гяче. Также для украшения оружия использовалась еще одна интересная техника – она заключалась в том, что слоновая кость инкрустировалась золотом. Отличие этой техники в ее оригинальности - другие народности ее практически не применяли.
После того как кубачинцы приняли ислам, орнамент по-прежнему был достаточно простым, однако с его помощью умело подчеркивалась форма предмета. От нанесения позолоты кубачинцы практически отказались, вместо нее использовалось серебро – благодаря сочетанию с чернью казалось, что сверкают алмазы. Позднее, начиная с 19 столетия, узор становится более сложным и мелким, оружие теперь украшается гораздо вычурнее. Золото теперь зачастую используется сверх меры, серебро также теряет свою ценность как самодостаточный материал. Теперь все внимание мастеров уделяется виртуозности исполнения орнамента, а это не всегда означает то, что он будет выполнен в совершенстве. Однако, несмотря на все изменения в кубачинском орнаменте общий стиль его исполнения оставался одним и тем же. Его было легко узнать тогда, и точно также без труда можно определить и сегодня.
Каждый кубачинский мастер, владеющий техникой украшения поверхностей, имеет свой индивидуальный почерк. Каждый из них, хоть и был знаком со всеми видами художественной отделки, тем не менее, совершенствовался в одном выбранном – занимался гравировкой, нанесением филиграни или другим конкретным делом. Это позволяло мастеру быстрее выполнять свою работу, а, кроме того, он нес ответственность только за определенный вид работ. Специализация, которую выбирал мастер, зачастую зависела от того, каким видом работ занимались в его семье – деды передавали свое мастерство отцам, а отцы - детям.
Вас может заинтересовать